Положение об оказании услуг связи с применением VSAT терминалов

ООО «Сателком-ДВ»

2021 г.

Положение об оказании услуг связи с применением VSAT терминалов.


Настоящий документ описывает методы, подходы и организационно-технические принципы, применяемые компанией ООО «Сателком-ДВ» (далее Оператором) при оказании услуг связи, оказываемых Пользователям (абонентам) с применением абонентских терминалов VSAT (далее - Услуги), а также порядок взаимодействия по вопросам подключения оборудования Пользователя к сети Оператора.


1. Основные термины и определения.

Услуги связи - телематические услуги связи (Доступ в Интернет), услуги передачи данных, в том числе услуги передачи данных с целью передачи голосовой информации, услуги предоставления каналов связи;

Договор – договор на услуги связи между оператором и абонентом, в т.ч. Оферта;

Пользователь (Абонент) – пользователь услуг по договору;

Абонентский терминал – оборудование земной станции спутниковой связи (VSAT), а так же совокупность технических и программных средств, применяемых Абонентом и (или) пользователем при пользовании телематическими услугами связи для передачи, приема и отображения электронных сообщений и (или) формирования, хранения и обработки информации, содержащейся в информационной системе;

Сеть Оператора – сетевая инфраструктура передачи данных Оператора, состоящая из узлов, а также магистральных каналов, соединяющих эти узлы, и иных средств связи;

VSAT – (англ. - Very Small Aperture Terminal) малая земная станция спутниковой связи, установленная в месте нахождения Пользователя и включающая в себя оборудование внешней установки (Outdoor) и оборудование внутренней установки (Indoor), соединенное кабелем, а именно:

Outdoor - параболическая антенна малого диаметра (до 2,4 м) с опорно-поворотным устройством, передатчиком мощностью не более 2 Вт, (BUC - block up-converter) и приемным устройством (LNB - low-noise block);

Indoor - внутренний блок (терминал), используемый для сопряжения с сетевым оборудованием или компьютером Пользователя;

VSAT канал связи -  канал связи, организованный с применением VSAT;

ЦЗССС – центральная земная станция спутниковой связи Оператора. Оператор самостоятельно осуществляет выбор ЦЗССС, которая используется для оказания Услуги;

Сеть доступа (последняя миля) - совокупность технических средств (коммутаторов, маршрутизаторв, точек доступа, кабелей и др.), с помощью которой происходит подключение устройств пользователя к VSAT каналу;

Точка доступа к Услуге (Service Access Point - SAP) - интерфейс, на котором Оператор предоставляет Услугу и гарантирует согласованный с Пользователем уровень качества Услуги. Определяет границу зоны ответственности Оператора в рамках оказания Услуги;

Зона ответственности оператора - совокупность програмно- аппаратных средств, используемых оператором для предоставления услуг, внутри которой гарантируется качество услуг в соответствие с Догвором и приложениями к нему;

Трафик – совокупность данных, переданных по VSAT каналу связи;

Тип трафика – стандартный набор требований к параметрам качества обслуживания, которые применяются Оператором ко всем IP-пакетам, принадлежащим данному типу;

Помещение – здание или сооружение, в котором размещается оборудование внутренней установки (Indoor);

Место установки VSAT –  конструктивные приспособления (контейнеры, опоры, мачты и пр.), на которых размещаются VSAT внешней установки (Outdoor);

Объект – совокупность Помещения и Места установки VSAT;

Владелец помещения – лицо, которое владеет Помещением на праве собственности, праве хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании;

Процент потерянных пакетов информации (drops) – отношение количества IP-пакетов, отброшенных (по любым причинам) на участке измерения, к количеству пакетов, переданных в участок измерения, выраженное в процентах;

Задержка передачи пакетов информации (one-way delay) – среднее время прохождения IP-пакетов по участку измерения в одну сторону (от передающей стороны к приемной);

Интерфейс – место соединения/соприкосновения оборудования связи;

CIR (англ. Committed Information Rate) -  гарантированная скорость передачи данных;

MIR (англ. Maximum Information Rate) - максимальная негарантированная полоса пропускания Спутниковой составляющей VSAT канала связи;

Прямой канал – составляющая VSAT канала связи для передачи трафика от ЦЗССС в сторону VSAT;

Обратный канал – составляющая VSAT канала связи для передачи трафика от VSAT в сторону ЦЗССС;

ODS (On Demand Streaming) – технология выделения гарантированной полосы в обратном канале на оборудовании Оператора для трафика Real-time приложений Пользователя;

Легализация – деятельность по регистрации VSAT, осуществляемая с целью получения свидетельства о регистрации радиоэлектронного средства, в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ 12.10.2004 г. № 539;

Дата начала инсталляции Услуги – дата, с наступлением которой Оператор приступает к инсталляции VSAT канала связи;

Предполагаемая дата начала оказания Услуги - дата, с наступлением которой Оператор предполагает приступить к оказанию Услуги;

Стороны – Оператор и Пользователь вместе.


2. Определение услуги.

2.1 Суть Услуги.

Пользователь самостоятельно, или с привлечением специалистов Оператора, или с привлечением третьих лиц, организует установку VSAT. Оператор круглосуточно предоставляет пользователю возможность доступа к Услугам Связи по VSAT каналу связи через сеть Оператора.

Конкретные условия и параметры инсталляции и предоставления VSAT канала связи указываются Сторонами в договоре на предоставление услуг и приложениях к нему.

Отношения Сторон по поводу оказания Услуги регулируются Правилами оказания услуг связи по передаче данных (утв. Постановлением Правительства РФ 23.01.2006 г. № 32) и Правилами оказания телематических услуг связи (утв. Постановлением Правительства РФ 10.09.2001г. № 575), в части, не урегулированной Договором, настоящим Положением и приложениями к нему.


2.2 Скорость VSAT канала связи.

Передача данных в рамках оказания Услуг осуществляется Оператором в соответствии с Договором и приложениями к нему. В общем случае, скорость варьируется в пределах:

- пропускная способность Прямого канала – от 128 кбит/c до 25 Мбит/c;

- пропускная способность Обратного канала – от 64 кбит/c до 8 Мбит/c.

Значения скоростей прямого и обратного каналов, указанных в приложениях к Договору, либо в описании тарифных планов – являются максимальным ограничением пропускной способности на порту оборудования оператора, обращенного в сторону пользователя.


Фактические значения скорости канала VSAT и доступа в Интернет, зависят от модели Indoor оборудования, а также от диаметра и типа оборудования Outdoor, установленного у Пользователя. Так же скорость передачи данных в Прямом и Обратном каналах будет зависеть от энергетики спутника, технологических характеристик используемого оборудования VSAT, места установки VSAT и погодных условий, в том числе от явлений солнечной интерференции, общей загрузки спутниковой платформы, качества Сети Доступа.

Дополнительными помехами, влияющими на качество передачи данных, могут быть близко стоящие высотные здания или высокие деревья, рельеф местности, ветровая или снеговая нагрузка, температурный режим, в том числе его резкие перепады, обледенение, а также воздействия сторонних факторов, находящихся вне зоны ответственности Оператора.

Качественные характеристики Наземной составляющей VSAT канала связи соответствуют значениям Спутниковой составляющей VSAT канала связи.


2.3 Трафик, передаваемый по VSAT каналу связи.

По VSAT каналу связи может передаваться трафик следующих типов:

Real-time - интерактивный или потоковый трафик приложений реального времени (телефония, видеоконференции и т.д.), критичный к потерям пакетов, задержкам и колебаниям задержки. Полоса для трафика данного типа выделяется в соответствии с технологией ODS;

Best-effort - трафик передачи данных (Интернет-трафик и т.д.), некритичный к задержкам и потерям пакетов. Полоса для передачи трафика данного типа ограничена общей пропускной способностью VSAT канала связи;

Трафик типа Business-critical  в Прямой канал передается по умолчанию как трафик типа Best-effort. По желанию Пользователя, отраженному в Бланке заказа, трафик типа Business-critical может передаваться как трафик типа Real-time при заказе VSAT канала связи с ODS. При шифровании такой трафик всегда передается как трафик типа Best-effort.

[1] Business-critical - трафик передачи данных корпоративных информационных систем, критичный к потерям пакетов.


2.4 Точки доступа к Услуге и границы зон ответственности.

В случае оказания услуги с применением VSAT Оператора точками доступа к Услуге (SAP) являются порт (включительно) на внутреннем блоке (Indoor) VSAT, обращенный в сторону оборудования Пользователя, установленного в Помещении Пользователя, и порт Оборудования Оператора на узле сети Оператора, обращенный в сторону сети связи Пользователя.

В случае оказания услуги с применением VSAT Пользователя точками доступа к Услуге (SAP) являются параболическая антенна малого диаметра (исключительно) на внешнем блоке (Outdoor) VSAT и порт Оборудования Оператора на узле сети Оператора, обращенный в сторону сети связи Пользователя. При оказании услуги с применением VSAT Пользователя VSAT и Сеть Доступа к нему, исключается из зоны ответственности Оператора.

Точки доступа к Услуге являются границами зоны ответственности Оператора за качество Услуги, если в Договоре и приложениях к нему не предусмотрено иное.

Сеть Доступа находится в зоне ответственности пользователя, если иное не оговорено договором.


2.5. Эксплуатационные характеристики услуги. Качественные характеристики передачи трафика.

Услуга оказывается 24 (Двадцать четыре) часа в сутки 7 (Семь) дней в неделю 365(366) (Триста шестьдесят пять (Триста шестьдесят шесть)) дней в году.

Обеспечивается соблюдение следующих значений параметров качества (Таблица 1):


Таблица 1.

Типы трафика

Значения параметров качества VSAT канала связи

Задержка передачи пакетов информации в среднем за месяц, (мс)

Отклонение от среднего значения задержки передачи пакетов информации, (мс)

Процент потерянных пакетов информации
в среднем за месяц

Real-time

не более 400 мс

не более 25 мс

не более 0,5 %

Best-effort

не нормируется

не нормируется

не более 5 %


Указанные выше параметры качества передачи трафика гарантируются Оператором  при утилизации Пользователем VSAT канала связи не более чем на 80% и использовании пакетов размером не более 1500 байт (MTU=1500).


2.6 Torrent-трафик. Пользовательский трафик, имеющий признаки Torrent-трафика, автоматически относится к разряду паразитного и наименее приоритетного трафика в сети.

Оператор не несет ответственности за качество работы тех или иных Интернет- сервисов или приложений, таких как YouTube, WhatsApp, Wiber, Skype и т.д.


3. Требования к пользователю VSAT.

Пользователь должен использовать в качестве VSAT только сертифицированное оборудование и лицензированное программное обеспечение к данному оборудованию.

В качестве VSAT Пользователя может использоваться оборудование, состав которого согласуется с Оператором.

Пользователь обязуется соблюдать требования и правила эксплуатации VSAT, определенные производителем VSAT.

Пользователь обязуется:

- обеспечить непрерывное присоединение VSAT к сети бесперебойного электропитания с наличием заземления;

- ограничить доступ к VSAT, со стороны третьих лиц;

- обеспечить сохранность VSAT.

Обеспечить правильность настройки VSAT на используемый спутник.

Пользователь самостоятельно обеспечивает регулярную очистку Outdoor от снега и посторонних предметов.

Пользователь обеспечивает и администрирует сеть доступа, если иное не оговорено договором.


4. Плановое техническое обслуживание.

Оператор проводит мероприятия по обслуживанию своего оборудования, задействованного в Услуге, которые могут быть заранее запланированы или вызваны неполадками.

Оператор может заменять оборудование, кабели и иные средства связи для удовлетворения условий, изложенных в данном Положении. Оператор прилагает все усилия для уменьшения неудобств, испытываемых Пользователем в связи с такими работами.

Плановое техническое обслуживание или замена оборудования производится не чаще 1 (Одного) раза в месяц в специально определенные промежутки времени.

Если Оператор планирует проведение технического обслуживания, то он извещает Пользователя о характере обслуживания и его продолжительности не менее чем за 48 (Сорок восемь) часов по электронной почте по адресам, указанным в договоре.

Промежутки времени, в которые осуществляется Плановое техническое обслуживание, не являются перерывами связи. Оператор будет минимизировать длительность таких промежутков и их число, а также учитывать интересы Пользователя.


5. Ответственность при перерывах связи.

Перерыв связи означает полную невозможность использования Услуги по вине Оператора. Факт перерыва связи, подтвержденного данными системы мониторинга Оператора, признается на основании зарегистрированного обращения (заявки) Пользователя в службу Технической поддержки Оператора.

Оператор не несет ответственности за перерывы связи в процессе предоставления Услуги, возникшие в результате влияния погодных условий, а также воздействия сторонних факторов, находящихся вне зоны ответственности Оператора.


6. Техническая поддержка:

Техническая поддержка Пользователей оказывается круглосуточно по телефону:

+7 (4212) 910483 и электронной почте support@satelcom.space

Оператор будет предпринимать меры для устранения неисправностей, перерывов или ухудшения качества оказываемой Услуги.

Пользователь незамедлительно сообщает о необходимости технического обслуживания в службу Технической поддержки Оператора. Оператор фиксирует время обращения Пользователя, выясняет причину повреждения и предпримет необходимые меры для устранения повреждений. Оператор также уведомляет Пользователя о предпринятых мерах по устранению повреждений по его запросу.